Чем занимается заслуженный изобретатель Республики Башкортостан Георгий Маркелович Сидоров сказать нельзя.
Нет, не потому, что он занимается секретными разработками для обороны или является тем, кого раннее с завистью величали «физик из ящика». Хотя, конечно, предложенные им способы переработки нефти или получения компонентов бензина отражаются и на обороноспособности страны. Естественно для такой отрасли как топливная.
Нет, просто о том, чем он занимается, говорить нельзя потому, что… скучно.
Ну, например, что расскажешь о способе переработки тяжелых продуктов термического крекинга гудрона, отчего не зевнул бы обычный представитель широкой публики? Или о способах фракционирования мазута, разделения углеводородной смеси, получения компонентов бензина? Или вот что такое — щелевидная тарелка?
Широкой публике это неинтересно. Есть бензин в бензоколонке — и ладно. Лишь бы не дорожал.
Между тем, речь — в этих действительно только для специалистов понятных технических терминах (а их ох как много в дальнейших описаниях!) — идёт о патентах, полученных профессором кафедры «Технология нефти и газа» Уфимского государственного нефтяного технического университета Георгием Сидоровым. Сиречь — об изобретениях. А таковых у профессора — сорок два! Из них как минимум 25 запатентованы.
И вот теперь той самой широкой публике предлагается задуматься над тем, что понятно без всякого толкового словаря технических терминов: какую голову надо иметь на плечах, чтобы сделать 42 изобретения в области, в которой сотни тысяч умов по всему миру подвизаются последние как минимум 275 лет! Ибо — нефть. Основа планетарной энергетики.
Очень давняя история
Строго говоря, даже солидные два с половиной века для этой истории — это период, когда ею занимаются профессионально. А так о перегонке нефти писали ещё древнеримский врач Кассий Феликс и (лет через пятьсот после него) знаменитый арабский целитель Абу-Али-ибн-Сина, более известный под именем Авиценна. Причём первый не только описал процесс, но и сам его осуществил. В нефти тогда видели лечебные свойства (кстати, не зря), но требовалось отбить у неё неприятный запах, когда ею мазали свои утончённые тела капризные римские матроны. Или — не утончённые, но это уже к процессу крекинга не относилось.
Крекинг, кстати, это разложение, оно же расщепление тяжёлых нефтяных продуктов типа в специальных установках на более лёгкие и более ценные фракции — например, бензин.
В промышленных масштабах этим занимались тоже в глубоком прошлом — правда, уже не в косметических, а в военных целях. Так, ещё в 941 году ромейский флот пожёг своим «греческим огнём» — каким-то видом горючих нефтепродуктов — флот русского князя Игоря, который хотел захватить Константинополь. И не знай ромеи крекинга нефти, мы бы нынче не прогнозы о снегопадах и метелях от Гидрометцентра слушали, а о температуре воды на пляжах Мраморного моря…
Но во всяком случае первый нефтеперегонный завод в России — которая, кстати, является родиной промышленной переработки нефти, — появился ещё в 1745 году. И вот с тех пор люди постоянно думают над усовершенствованием соответствующих процессов. Причём, ввиду особой ценности этого продукта для промышленности и цивилизации вообще — не самые последние умы думают. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитого Д. И. Менделеева с его исследованиями нефти и технологий её переработки. А рядом с ним — имена Дж. Юнга (собственно, это его способ разложения нефти при нагревании под давлением и называется крекингом), В. Шухова, Н. Зелинского, Л. Гурвича, С. Лебедева и многие другие. И изобрести что-то доводимое до патента на этом фоне значит оказаться в этом ряду.
Георгий Сидоров — оказался.
Заслуженный изобретатель
Г. М. Сидоров родился в 1961 году в крестьянской семье в деревне Таштамак Аургазинского района Башкирской АССР. Семья заслуженная: отец, Маркел Фёдорович, заслуженный механизатор, кавалер нескольких орденов и медалей, включая высшую награду СССР — орден Ленина. Мать, Вера Егоровна, награждена медалями «Медаль материнства» обеих степеней. А между прочим, «Медалью материнства» I степени награждались женщины, родившие шестерых детей.
В 19 лет Георгий Сидоров с отличием окончил Стерлитамакский химико-технологический техникум по специальности «Оборудование химических и нефтегазоперерабатывающих заводов» и поступил в Уфимский нефтяной институт. Через пять лет окончил вуз — снова с отличием — пошёл на производство. Мастер смены, начальник участка — всё как обычно, всё как у миллионов. Вот только тянет к новому. Тянет это новое находить и открывать. Есть такое в людях: кто-то по характеру производственник, кто-то организатор, а кто-то искатель. Разные они, люди.
За три года на производстве Георгий Сидоров вполне осознал себя в роли именно искателя. Так что переход из инженеров в научные сотрудники своей же альма-матер, Уфимского нефтяного института, и одновременно Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) был даже закономерным. Пусть и через очную аспирантуру. Точнее, как раз это и было закономерным — успешный инженер поступает в аспирантуру уже не зелёным «специалистом» по студенческим скамьям, а человеком, уже перешагнувшим через фразу: «Забудьте всё, чему вас учили в вузе — вы теперь на реальном производстве».
А аспирант, который знает не теоретические, а практические стороны своей специальности, и тему для диссертации выбирает практичную, и защищает её быстро и успешно. Вот и Георгий Сидоров под руководством профессора А. А. Кондратьева после окончания аспирантуры защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Разработка и внедрение энергосберегающей технологии фракционирования нефти».
Отметим сразу: не теоретизирование в её основе, а самое нужное для производства — разработка и внедрение. Не случайно в кругу специалистов отмечаются разработки Сидорова по снижению энергозатрат на фракционирование нефтяных смесей.
Постепенно он определяется с основной областью научных интересов: теория и практика массообменных процессов химической технологии. Очень важная тема как раз для нефтянки: в таких процессах (они же диффузионные) вещества переходят из одной фазы в другую. Варианты самые разные — абсорбция, когда газы или пары выборочно поглощаются жидкостями, жидкая экстракция, когда вещества извлекаются из растворов, дистилляция и ректификация, когда жидкие взаиморастворимые смеси разделяются на составляющие компоненты и ещё целый ряд.
Основное, что характерно для профессора Сидорова в его подходе к исследованию этих процессов, — инженерная их нацеленность, пусть это несколько коряво звучит. Ну в самом деле, как ещё назвать работу, результаты которой заканчиваются практическими инновационными разработками, внедряемыми непосредственно в производственные схемы? Например, его новации по модернизации технологии разделения нефтяных смесей внедрены на 9 крупных нефтеперерабатывающих заводах России и СНГ. По меньшей мере 25 защищённых патентами изобретений работают в России и Казахстане, научные разработки превращаются в инновации по всему бывшему СССР.
Любимый профессор
Так что недолго Георгий Сидоров походил в кандидатах наук. Закончив в 1998 году очную докторантуру, он на следующий год защищает докторскую диссертацию со сложным названием: «Разработка и внедрение энергосберегающей технологии фракционирования нефтяных смесей с использованием сложных колонн с частично связанными потоками». Но ключевое здесь, как видим, вычленяется легко — вновь энергосбережение во главе угла.
Далее карьера учёного так и развивалась в полном симбиозе с практикой — заместитель главного инженера по технологии и развитию, руководитель проекта, заместитель директора научно-инжинирингового центра. Он получает звание «Заслуженный изобретатель Республики Башкортостан», растёт и число опубликованных научных трудов. К настоящему времени он стал автором и соавтором более 250 таких публикаций.
Одновременно растёт авторитет в среде таких же, как он, профессионалов. Причём признание возрастает в первую очередь как инженера: академик Российской Академии Естествознания, академик Российской инженерной Академии, академик Международной Академии технологических наук. Профессор Сидоров становится лауреатом Всероссийского конкурса «Инженер года-2012», получает золотую медаль Американо-Российского Делового Союза (ARBU) «Energy of progress», серебряный знак «Профессиональный инженер России».
Но и научные достижения инженера-учёного не остаются без внимания. Он получает серебряную медаль В. И. Вернадского и орден «Labore et scientia» («Трудом и знанием» Российской Академии Естествознания и «Европейского научно-промышленного консорциума», становится лауреатом сразу нескольких государственных премий в области науки и техники. Прежде всего это Премия Правительства Р Ф за разработку и промышленное освоение инновационной, энерго- и ресурсосберегающей технологии производства высокооктановых автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами, Государственная премия Республики Башкортостан за работу «Технология получения автомобильных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками», Государственная премия Республики Татарстан. Ну и Благодарность Президента Российской Федерации — она вообще приравнивается к государственной награде. А на уровне Башкирии Георгий Сидоров удостаивается ордена Салавата Юлаева.
И, конечно, в этом достойном ряду стоит и Общенациональная премия Христофора Леденцова в номинации «Разработка и внедрение новых технологий в промышленное производство», которой профессор Сидоров был удостоен в 2021 году.
Но каждый преподаватель в качестве особо ценной награды воспримет такие отзывы своих студентов в УГНТУ:
«Кулибин»,
"Спасибо огромное что Вы есть!"
«Знаток своего дела. Настоящий профессор и отлично знает производство. Занятия очень интересные и полезные. Объясняет просто и доступно»,
«Настоящий профессор. Находка для студентов».
И, наверное, главное:
«Опора России! Пока есть такие люди нас не сломать!»…
Нет, не потому, что он занимается секретными разработками для обороны или является тем, кого раннее с завистью величали «физик из ящика». Хотя, конечно, предложенные им способы переработки нефти или получения компонентов бензина отражаются и на обороноспособности страны. Естественно для такой отрасли как топливная.
Нет, просто о том, чем он занимается, говорить нельзя потому, что… скучно.
Ну, например, что расскажешь о способе переработки тяжелых продуктов термического крекинга гудрона, отчего не зевнул бы обычный представитель широкой публики? Или о способах фракционирования мазута, разделения углеводородной смеси, получения компонентов бензина? Или вот что такое — щелевидная тарелка?
Широкой публике это неинтересно. Есть бензин в бензоколонке — и ладно. Лишь бы не дорожал.
Между тем, речь — в этих действительно только для специалистов понятных технических терминах (а их ох как много в дальнейших описаниях!) — идёт о патентах, полученных профессором кафедры «Технология нефти и газа» Уфимского государственного нефтяного технического университета Георгием Сидоровым. Сиречь — об изобретениях. А таковых у профессора — сорок два! Из них как минимум 25 запатентованы.
И вот теперь той самой широкой публике предлагается задуматься над тем, что понятно без всякого толкового словаря технических терминов: какую голову надо иметь на плечах, чтобы сделать 42 изобретения в области, в которой сотни тысяч умов по всему миру подвизаются последние как минимум 275 лет! Ибо — нефть. Основа планетарной энергетики.
Очень давняя история
Строго говоря, даже солидные два с половиной века для этой истории — это период, когда ею занимаются профессионально. А так о перегонке нефти писали ещё древнеримский врач Кассий Феликс и (лет через пятьсот после него) знаменитый арабский целитель Абу-Али-ибн-Сина, более известный под именем Авиценна. Причём первый не только описал процесс, но и сам его осуществил. В нефти тогда видели лечебные свойства (кстати, не зря), но требовалось отбить у неё неприятный запах, когда ею мазали свои утончённые тела капризные римские матроны. Или — не утончённые, но это уже к процессу крекинга не относилось.
Крекинг, кстати, это разложение, оно же расщепление тяжёлых нефтяных продуктов типа в специальных установках на более лёгкие и более ценные фракции — например, бензин.
В промышленных масштабах этим занимались тоже в глубоком прошлом — правда, уже не в косметических, а в военных целях. Так, ещё в 941 году ромейский флот пожёг своим «греческим огнём» — каким-то видом горючих нефтепродуктов — флот русского князя Игоря, который хотел захватить Константинополь. И не знай ромеи крекинга нефти, мы бы нынче не прогнозы о снегопадах и метелях от Гидрометцентра слушали, а о температуре воды на пляжах Мраморного моря…
Но во всяком случае первый нефтеперегонный завод в России — которая, кстати, является родиной промышленной переработки нефти, — появился ещё в 1745 году. И вот с тех пор люди постоянно думают над усовершенствованием соответствующих процессов. Причём, ввиду особой ценности этого продукта для промышленности и цивилизации вообще — не самые последние умы думают. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитого Д. И. Менделеева с его исследованиями нефти и технологий её переработки. А рядом с ним — имена Дж. Юнга (собственно, это его способ разложения нефти при нагревании под давлением и называется крекингом), В. Шухова, Н. Зелинского, Л. Гурвича, С. Лебедева и многие другие. И изобрести что-то доводимое до патента на этом фоне значит оказаться в этом ряду.
Георгий Сидоров — оказался.
Заслуженный изобретатель
Г. М. Сидоров родился в 1961 году в крестьянской семье в деревне Таштамак Аургазинского района Башкирской АССР. Семья заслуженная: отец, Маркел Фёдорович, заслуженный механизатор, кавалер нескольких орденов и медалей, включая высшую награду СССР — орден Ленина. Мать, Вера Егоровна, награждена медалями «Медаль материнства» обеих степеней. А между прочим, «Медалью материнства» I степени награждались женщины, родившие шестерых детей.
В 19 лет Георгий Сидоров с отличием окончил Стерлитамакский химико-технологический техникум по специальности «Оборудование химических и нефтегазоперерабатывающих заводов» и поступил в Уфимский нефтяной институт. Через пять лет окончил вуз — снова с отличием — пошёл на производство. Мастер смены, начальник участка — всё как обычно, всё как у миллионов. Вот только тянет к новому. Тянет это новое находить и открывать. Есть такое в людях: кто-то по характеру производственник, кто-то организатор, а кто-то искатель. Разные они, люди.
За три года на производстве Георгий Сидоров вполне осознал себя в роли именно искателя. Так что переход из инженеров в научные сотрудники своей же альма-матер, Уфимского нефтяного института, и одновременно Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) был даже закономерным. Пусть и через очную аспирантуру. Точнее, как раз это и было закономерным — успешный инженер поступает в аспирантуру уже не зелёным «специалистом» по студенческим скамьям, а человеком, уже перешагнувшим через фразу: «Забудьте всё, чему вас учили в вузе — вы теперь на реальном производстве».
А аспирант, который знает не теоретические, а практические стороны своей специальности, и тему для диссертации выбирает практичную, и защищает её быстро и успешно. Вот и Георгий Сидоров под руководством профессора А. А. Кондратьева после окончания аспирантуры защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Разработка и внедрение энергосберегающей технологии фракционирования нефти».
Отметим сразу: не теоретизирование в её основе, а самое нужное для производства — разработка и внедрение. Не случайно в кругу специалистов отмечаются разработки Сидорова по снижению энергозатрат на фракционирование нефтяных смесей.
Постепенно он определяется с основной областью научных интересов: теория и практика массообменных процессов химической технологии. Очень важная тема как раз для нефтянки: в таких процессах (они же диффузионные) вещества переходят из одной фазы в другую. Варианты самые разные — абсорбция, когда газы или пары выборочно поглощаются жидкостями, жидкая экстракция, когда вещества извлекаются из растворов, дистилляция и ректификация, когда жидкие взаиморастворимые смеси разделяются на составляющие компоненты и ещё целый ряд.
Основное, что характерно для профессора Сидорова в его подходе к исследованию этих процессов, — инженерная их нацеленность, пусть это несколько коряво звучит. Ну в самом деле, как ещё назвать работу, результаты которой заканчиваются практическими инновационными разработками, внедряемыми непосредственно в производственные схемы? Например, его новации по модернизации технологии разделения нефтяных смесей внедрены на 9 крупных нефтеперерабатывающих заводах России и СНГ. По меньшей мере 25 защищённых патентами изобретений работают в России и Казахстане, научные разработки превращаются в инновации по всему бывшему СССР.
Любимый профессор
Так что недолго Георгий Сидоров походил в кандидатах наук. Закончив в 1998 году очную докторантуру, он на следующий год защищает докторскую диссертацию со сложным названием: «Разработка и внедрение энергосберегающей технологии фракционирования нефтяных смесей с использованием сложных колонн с частично связанными потоками». Но ключевое здесь, как видим, вычленяется легко — вновь энергосбережение во главе угла.
Далее карьера учёного так и развивалась в полном симбиозе с практикой — заместитель главного инженера по технологии и развитию, руководитель проекта, заместитель директора научно-инжинирингового центра. Он получает звание «Заслуженный изобретатель Республики Башкортостан», растёт и число опубликованных научных трудов. К настоящему времени он стал автором и соавтором более 250 таких публикаций.
Одновременно растёт авторитет в среде таких же, как он, профессионалов. Причём признание возрастает в первую очередь как инженера: академик Российской Академии Естествознания, академик Российской инженерной Академии, академик Международной Академии технологических наук. Профессор Сидоров становится лауреатом Всероссийского конкурса «Инженер года-2012», получает золотую медаль Американо-Российского Делового Союза (ARBU) «Energy of progress», серебряный знак «Профессиональный инженер России».
Но и научные достижения инженера-учёного не остаются без внимания. Он получает серебряную медаль В. И. Вернадского и орден «Labore et scientia» («Трудом и знанием» Российской Академии Естествознания и «Европейского научно-промышленного консорциума», становится лауреатом сразу нескольких государственных премий в области науки и техники. Прежде всего это Премия Правительства Р Ф за разработку и промышленное освоение инновационной, энерго- и ресурсосберегающей технологии производства высокооктановых автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами, Государственная премия Республики Башкортостан за работу «Технология получения автомобильных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками», Государственная премия Республики Татарстан. Ну и Благодарность Президента Российской Федерации — она вообще приравнивается к государственной награде. А на уровне Башкирии Георгий Сидоров удостаивается ордена Салавата Юлаева.
И, конечно, в этом достойном ряду стоит и Общенациональная премия Христофора Леденцова в номинации «Разработка и внедрение новых технологий в промышленное производство», которой профессор Сидоров был удостоен в 2021 году.
Но каждый преподаватель в качестве особо ценной награды воспримет такие отзывы своих студентов в УГНТУ:
«Кулибин»,
"Спасибо огромное что Вы есть!"
«Знаток своего дела. Настоящий профессор и отлично знает производство. Занятия очень интересные и полезные. Объясняет просто и доступно»,
«Настоящий профессор. Находка для студентов».
И, наверное, главное:
«Опора России! Пока есть такие люди нас не сломать!»…